пятница, 30 октября 2015 г.

(-2) Алчные внучки


Алчные внучки это мы с Таней!

Вот и опять я впадаю в детство, надо сказать, с удовольствием!

В Федосееве бабушка прожила до 50 лет, и в последние два года она привлекала нас с Таней на работы в поле. Как раз в эти два последних года около Федосеева и к Залужью сеяли лён и мы помогали бабушке таскать его. Таскать лён, значит руками выдёргивать его, складывать его, делая сноп, а потом связывать. Конечно, для начала бабушка нам всё объяснила и показала, чтоб мы научились. А ещё она нам шила рукавички, чтобы мы не поранили рук.Она отрезАла от наших чулочек, которые пришли в негодность,  куски голенища, верх сшивала, делала прорезь для большого пальца и получалась рукавичка без пальчика. 

Вот на фотографии мамочка в серединке, бабушка справа, а слева тётя Вера Бойцова, односельчанка, как раз на поле сидят отдыхают, а в руках по пучку льна.


Когда созревал лён, бригадир ходил по полю с такой деревянной мерялкой, похожей на большой циркуль, и намерял каждому работнику полосу льна, которую этот работник должен был вытаскать.

Ну вот. Бабушка утром уходила на это поле, а мы подтягивались уж потом, когда сами проснёмся и позавтракаем. Нас эта работа не очень-то радовала, а если честно, то мы не любили лён таскать.

Не знаю кому в голову пришло нас заинтересовать денежкой. Или бабушке была нужна наша помощь или мы неприятную работу захотели как-то украсить, но факт остаётся фактом - за каждый сноп мы получали деньгу. Вот какую я не помню, то ли 2, 3 или 5 копеек. Не помню.

Вы спросите, а где же алчность-то проявилась? А проявилась она в том, что мы с Таней в целях наживы, чтоб с бабушки побольше содрать, стали снопы делать тоненькими-тоненькими. Мы, наверное, думали вот какие мы хитрые и бабушка не замечает наши ухищрения. Я не помню сколько мы таким образом заработали, не помню на что мы потратили заработанные денежки и не помню, чтоб бабушка вывела нас на чистую воду и пристыдила, скорее всего нет.

Я часто вспоминаю и те поля, и снопы, и я не забыла как эти снопы вязать (хоть щас свяжу), и те рукавички, сшитые бабушкой...

Недавно ходила навещать тётю Нюру Синицыну, она ведь раньше жила в Мосееве, неподалёку от Федосеева и они с бабушкой часто работали вместе.

- Тётя Нюра помнишь поля со льном рядом с Федосеевом? Конечно помню, я тоже лён таскала!

- Расскажи мне о бабушке. Твоя бабушка дружила со своей сватьей (тёща моего крёстного, бабушкиного сына) и они на всякой работе пели. Вот пели целыми днями на любой работе, голосистые были, много песен знали, хорошие были женщины и хорошо ко мне относились!


Наверное мы как раз и были в то время такими, как на этих фотографиях, подписанных мамой моему крёстному, его жене и сыну.


 На всех фотографиях Надя, дочь младшей бабушкиной сестры Мани, рожи корчит, ну вот такая она у нас весёлая!!!


 Тут с нами средняя бабушкина сестра Люба









Тут простодушная Таня, Надя в своём репертуаре и я с хитрым видом!


60 комментариев:

  1. Никогда не видела, как дерут лен и в голову бы не пришло, что его выдирают руками. Люся, так тепло и приятно от твоих детских воспоминаний, На снимках красивые взрослые и такие милые девчонки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аля, тогда да ещё долго было много ручного труда. Уж только потом придумали комбайны или как они называются. А тогда всё ручками, ручками.
      Мне старые фотографии очень нравятся!

      Удалить
  2. Люся, ну порадовала! Очень интересно, а фотографии так вообще бесценные! Ну девчонки, ну проказницы, личики такие - нельзя не улыбнуться! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне вот интересно, Таня, кто же сделал фотографию на поле? Теперь уж и не узнаю...
      А нас-то фотографировал тёти Любин сын, Вася, мы его не стеснялись и были такими как мы есть.

      Удалить
  3. Люся, с удовольствием рассмотрела я фотографии, вот везде чувствуется твой характер, наверное заводилой была во всех делах и проказах? В платьицах ситцевых, славные девчонки! Получается, Надя - это твоя тётя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, я была очень активной девочкой, Таня была ведомой однозначно и всегда отдувалась за нас обоих. В те года мама часто нам шила платья сама.
      Надя была младшей в семье и тоже проказила хорошо! Да, она двоюродная сестра моей мамы и выходит, что она мне двоюродная тётя.

      Удалить
    2. А ещё я люблю читать пост, где ты рассказываешь, как вы с Таней "обновили" новые пальтишки и развели водой мамины духи, хоть фильм снимай, нарочно не придумаешь.

      Удалить
    3. Было, было такое! Я вот иногда думаю и почему мама нам разрешила надеть пальтишки накануне 1 мая, а не в праздник? И не было бы у меня такого яркого воспоминания детства! И как маме было обидно...

      Удалить
    4. Видно вам так хотелось надеть новенькое, что мама уступила, хотя ведь обычно новую одежду надевали на демонстрацию. И как жалко вашу маму, сначала переживала, вас с сестрой искала, а вы ещё и одежду испортили, а по тем временам купить пальто - большие затраты.
      Меня мама отшлёпала тоже один раз в жизни и по похожему случаю: она очень спешила, нужно было отвести меня в садик, а потом самой на работу. Мама выпустила меня из дома нарядную к какому-то утреннику, и пока сама одевалась, я в белых гольфах и белом платье запёрлась в лужу. Мама потом всю жизнь переживала, что меня отшлёпала тогда.

      Удалить
    5. Я даже прыснула, когда ты запёрлась в лужу!
      А вот ты знаешь, я понимаю твою маму - я как вспомню, что Севу не справедливо пару раз отлупила мне дурно до сих пор становится. Чувство вины не проходит и я просто стараюсь не вспоминать это.

      Удалить
  4. Люся, какая ты озорница! Какие вы милые девочки. Таня красивая была, светлая ей память. Как хорошо ты вспомнила всех сразу. Много фотографий, кто-то из своих снимал?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Галя! А ты была озорницей?
      Первую фотографию я не знаю кто снимал, а остальные сделал Вася, бабушкин племянник, сын бабушкиной сестры Любы.

      Удалить
  5. Так люблю старые фотографии рассматривать!!!! Тоже не знала, что лён руками дёргали, да ещё в снопы складывали, прям как в фильмах-сказках.У мамы лён растёт как декоративное растение на клумбе. Хорошо, что вас маленьких фотографировали, это же такая память. У мамы при пожаре много старых фоток сгорело. Платья раньше многие наверное шили. На папиных фотографиях видела его сестёр в одинаковых платьях и их мама(моя бабушка) тоже стоит в платье из ситца той-же расцветки. И ещё обувь узнала. Была у мамы фотка, где она точь в таких же тапочках.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Руками лён дёргать трудное занятие - спина внаклонку очень устаёт да и рукам довольно больно было.
      У меня тоже был декоративный лён да весь вышел.
      А тапочки эти я очень хорошо помню - они были кожаные, коричневого цвета. Ещё раньше сандалики кожаные носили, хватало на одно лето.

      Удалить
  6. Хорошо,что у вас сохранились фотографии)Какая память !!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не часто, но люблю поперебирать старые фотографии. А ещё интереснее старую фотографию посмотреть на компьютере, такое можно разглядеть!

      Удалить
  7. Какие же милые фотографии! Ситцевые платьица - прелесть, а Надюша ещё и босоногая везде:)
    Дёргать лён - нелёгкая работа, и в наклоне всё время...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ага и спина болит! А ведь дёргали целыми днями! Просто рабская работа была, как люди уставали, но всё воспринимали как должное, не роптали!
      А мы тоже босиком любили ходить, а тут чего-то в тапках...

      Удалить
  8. Люся,какие хорошие фотографии!Чувствуется,что вы шалунишки!)Люся,а я в детстве какая замарашка была!))Мама оденет чистое платье,а у нас чернозём,летом засуха-пыль столбом летит...играли в пыли,как в песок,лицо то не отмоешь)))Мама потом посмотрит на меня,вспеснёт руками,ну а что с меня взять-дитё...Эх,завтра 9 лет,как мамы нет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлая память нашим мамам, Лена!
      Да, столько у всех воспоминаний! Я много помню и почти всё хорошее!

      Удалить
  9. Так и хочется сказать: "Людмила, вы совершенно не изменились!" ))

    ОтветитьУдалить
  10. Навеяло воспоминаний твоим постом, Людмила! Я тоже лен таскала. Только у нас говорили" дергать".
    Очень милые девчушки на фото!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя! Я на то, что кто-то из блоггеров убирал лён и не надеялась, а тут ты! Очень приятно, что не одна я мучилась!:)))

      Удалить
  11. Люся, какая ты молодец! Прекрасный пост! Такие фотографии и воспоминания о детских историях, о родных людях согревают сердце и душу. Разглядывала вас ... косыночки, тапочки, носочки... милые, озорные девчата! ( Тебя, Люсенька, сразу узнала! :)! ) И мамы ... ситцевые платья, натруженные руки...
    А вот про песни, правда ты говоришь, я тоже помню, что пели! Пели и когда работали, и когда отдыхали.
    И про лён, мама моя тоже рассказывала, как его убирали, а потом (как она говорила) бУчили в ямах. Я так понимаю, что его мочили для очистки.
    Люся, спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, мама в отпуске всегда бабушке во всём помогала, а уж мимо льна всяко не прошла. Она как раз в августе отпуск брала, чтоб по лесу походить, бабушке помочь и нас забрать к школе.
      Знаешь, я про то, что дальше со льном делали даже и не знаю, видимо после нас это уже было, в сентябре, наверняка и у нас что-то подобное делали. Надо будет у тёти Нюры спросить, она знает!

      Удалить
  12. Очень нравятся старые черно-белые фотографии!у цветных что-то теряется как будто)
    Вспомнила я как в студенчестве на первом же курсе отправили наслен дергать. Ох уж мы спинку наломали))) а сколько этих самых снопиков наделали!))...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аааааааааааа, Светлана! Оказывается и студентов гоняли на лён - впервые слышу, у нас тут своими силами со льном справлялись. Ну до чего приятно, что кто-то об этом знает не понаслышке!

      Удалить
    2. Люся, а я в студенческие годы тоже со льном столкнулась: работали мы на току, там стояла машина, которая обмолачивала лён - семена отдельно, стебли отдельно, а мы с подружкой в неё лен загружали, пылища была, жуть какая.

      Удалить
    3. И ты, Лена, вкусила! Наверняка не было никаких респираторов для вас, ведь средства защиты это лишние расходы.
      А таскать лён хоть и жарко было и спина ныла, но хоть не пыльно и то хорошо!

      Удалить
    4. Точно, какие там респираторы, один платок повязываешь на рот-нос до глаз, другим покрываешь голову и шею, хорошо хоть речка рядом была, а то и помыться негде.
      Это мы так фольклор собирали, практика такая, в первой половине дня работаем и тем самым оплачиваем своё проживание и питание в колхозе, а во второй половине дня с бабульками-дедульками разговариваем, песни-сказки и местные говоры записываем. Тетрадки с записями преподавателям отдаём, они нам ставят зачёт, а наши записи в диссертации своей используют, всё просто.

      Удалить
    5. Знаю такой способ защиты, пользовалась! А насчёт помыться, так о том, чтоб работникам после грязной работы привести себя в порядок, это пожалуйста дома в тазике!
      Ловко! Вот как преподаватели выкручивались с вашей помощью, что тут скажешь, хороший урок студентам!
      Но, согласись, Лена, вспоминая это, получаешь удовольствие - юность!
      Лена, только что сюрпризом приехали Виталик с Верой, а вечером без сюрприза Сева с Галей - 3 ноября у Жени день рождения! Пойду к детям! Ура!!!

      Удалить
    6. Ура! Поздравляю, вот это сюрприз!

      Удалить
    7. Молодёжь уже скоро из бани придёт, а Севе с Галей ещё часа 3 ехать и тоже в баню пойдут, всё очень хорошо! Я как белка в колесе!!!:)))

      Удалить
  13. Людмила... я в шоке! ПОЧЕРК!!! почерк на обороте снимка - один в один почерк МОЕЙ бабушки... неужели такое бывает?????
    фотографии - наша память. раньше их было немного, поэтому каждый момент, запечатленный на них, помнится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Значит бывает, Наташа!
      Фотографий действительно не так уж и много по сравнению с нынешним временем да и то если б не тёти Любин сын Вася, то и этих бы не было. Спасибо ему.

      Удалить
  14. А, что касается почерка, то тоже обратила внимание, да он сильно похож на почерк и моей мамы тоже. Люся, мы с тобой однажды уже рассуждали на эту тему, помнишь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Помню, Наташа!
      Вот ведь как оказывается бывает. Я думаю, что почерки похожи, но не один в один, а просто однотипные. Вот как и люди бывают одного типа и сложения так и почерки.

      Удалить
  15. Люся, нас со школы целый сентябрь то на картошку, то на лен гоняли.Лён мы расстилали или поднимали вот уже не помню.Потом его отвозили на льнозавод. Но где он был- забыла.( завод). А т. Веру Бойцову я тоже помню.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Женя тоже не очень-то помнит, но говорит, что где-то в Сандове льнозавод был. А помнишь у тёти Веры Бойцовой муж работал продавцом в Федосееве, дядя Лёша.

      Удалить
  16. Да, конечно они с папой были хорошими знакомыми( а может и друзьями) Коля мой брат -учился и работал его старшим сыном Володей,а с младшим сыном я училась в паралельном классе.А льнозавод вроде как был в Больше- Малинском?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, а мы с Женей нынче в Полянах встретили и Володю и Колю Бойцовых. Я с ними покалякала немного. Они ухаживали за могилками отца и сестры. Живут в Питере.
      Да, Женя говорит, что льнозавод действительно был в Больше-Малинском!

      Удалить
  17. Повелась на название)))
    Классные фото, особенно ваша клоунесса на них)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ира, ну правда, я сама сейчас удивляюсь, что тогда нам пришло такое в голову! Тогда!!!
      А клоунесса выпендривалась потому, что фотографировал двоюродный брат её, ну свой в доску, вот и расслабилась деушка!

      Удалить
  18. Людмила, как же приятно просматривать старинные фото. Я сама очень люблю перебирать у родителей моих и мужа фото тех лет. А еще недавно мой родственник поделился подборкой фото на компьютере. У нас по родословной есть общие корни, так вот на них я увидела свою пра-пра бабушку, все фото еще при царе. Может соберусь и тоже размещу у себя экскурс в те времена. И еще хотела спросить у вас, конечно не в тему: как вы размещаете фото, чтоб они по размеру были большие и не в рамочке как у меня.? Я тут пробовала и в HTML заходила как мне советовали правила размер, но ничего не вышло, только фото стали размытые и все.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, очень интересно будет посмотреть!
      Лена, я просто нажимаю на квадратик "Вставить изображение" и когда оно вставится, на него кликаешь и появляется лента такая и написано разные размеры, я всегда выбираю очень крупный размер. Вот как-то так. У меня почему-то всегда без рамочки фото бывают, а как в блоггере сделать рамочку я не знаю.

      Удалить
  19. Оля Требукина3 ноября 2015 г. в 09:03

    Добрый день милая Люсенька, забыли наверное меня уже... просто здесь всего не напишешь..... Но Сегодня хочу поздравить Вас с днем рождения Вашего любимого мужа, вашей половины, потому как вы как одно яблоко, и я желаю ему (а значит и вам и всей вашей семье, потому что каждый из вас "неразделим" друг от друга, если можно так сказать))))) здоровья крепкого-крепкого, просто железного, и чтобы каждый день освещал вас какой -нибудь радостью, чтобы ничто и никогда не нарушало спокойствия и гармоничного и такого уютного счастья вашей семьи, и еще я от всего сердца желаю вам как можно больше светлых и добрых событий, которые еще более красят вашу жизнь (пусть много будет грибов))))) и приездов ваших детей!!!!!!) а солнышко всегда радует теплом ваш дом!!!!!!!!!!!!!!!!!!и пусть люди, окружающие вас несут только радость и будут помощниками во всем, а все о чем вы только подумаете-исполнялось само собой!!!!!!!!!!!!!!! Получилось как поздравление Вам обоим)))) пожалуйста передайте мои поздравления, они искренние!!!!!!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет не забыла, Оля!
      Спасибо тебе большое за поздравление, очень приятно и сейчас же пойду и передам всё имениннику, он на улице возится с трактором!

      Удалить
    2. Люда, а от меня можешь поцеловать?)

      Удалить
    3. Конечно могу! Чмокнула три раза!!!

      Удалить
  20. Ну Люся, можешь ты память всколыхнуть. Похожие фотки на льне и у меня есть. Только мои бабушки сняты во Владимирской области. И у забора такие же жердочки были. Здорово-то как, что ты это все выкладываешь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дак все бабушки наши лён таскали!
      Лена, а я про жёрдочки думала зачем они? Наверное чтоб лошадь привязывать. А ты как думаешь?

      Удалить
  21. Лошадь, конечно лошадь. И были они у тех домов где лошадью пользовались.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как хорошо, что общими усилиями можно докопаться до сути!

      Удалить
  22. Обожаю старые фото! Спасибо вам за них. История чувствуется вживую, не как по книгам, дух того времени проникает.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже! Особенно интересно рассматривать старые фото на компьютере - иногда такие детали увидишь, диву даёшься!

      Удалить
  23. Я тоже люблю старые фото, и стараюсь теперь все отсканировать. И чтобы сохранить подольше, и чтобц рассмотреть хорошо, Так-то уже не вижу, только в очках. И как много вспоминается, рассматривая фото....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот и я этим занимаюсь, хотя все фотографии в порядке, собраны в коробочках. И не только вспоминается, но и как будто снова всё переживаешь! Даже бывает не уснуть, так одолеют воспоминания...

      Удалить
  24. Хорошие фото. Люблю старые альбомы рассматривать. Интересно, что из таких корчащих рожицы девочек вырастает?:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя была очень весёлой девочкой. А сейчас серьёзная женщина, воспитывает внучку с 3-х лет, любит петь в праздники, знает много песен и частушек, хорошая хозяйка. Уже вдова...

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...